🧍 ЧАСТЬ 1: ЧЕЛОВЕК
Екатерина, какой вы были в возрасте тех юниоров, которых сейчас тренируете?
Сейчас я тренирую юниоров от 10 до 16 лет, разброс по возрасту довольно большой. До 14–15 лет я не занималась спортом совсем. Хотела связать свою жизнь и карьеру с дизайном одежды и даже не думала о спорте. К тому же я закрытый человек, и коммуницировать с людьми — не моя сильная сторона. Тем более быть наставником для кого-то, выступать на центральных кортах страны, у всех на виду... В общем, очень скромная девочка Катя была.
Но мне очень повезло с лучшей подругой — Дашей Христолюбовой. Сегодня она — один из лучших тренеров в России по сквошу среди юниоров. Мы с ней дружим, если не ошибаюсь, с первого класса. Именно благодаря ей я сначала попала в бадминтон, а потом и в сквош. (По секрету: она ещё и в кроссфит меня затащила.)
Если подытожить — здорово, когда в 14 лет тебя окружают целеустремлённые люди, которые любят спорт. Цените своих друзей!
Что бы вы посоветовали себе в 14–15 лет?
Наверное, чуть больше внимания уделять отдыху.
Я трудолюбивый человек, и меня не напрягают ежедневные тренировки. Но со временем тело устаёт и начинает говорить мне обратное.
---
🎾 ЧАСТЬ 2: ИГРОК
Была ли игра, которая изменила ваш взгляд на сквош?
В сквош я пришла в 19–20 лет. Но думаю, не стоит мерить, во сколько ты начал играть. Каждый из нас проходит путь от начинающего к любителю, и лишь единицы добираются до профессионального уровня. Это, своего рода, "сквошевый возраст" — уровень развития навыков в определённом деле.
Наверное, первой и значимой победой для меня стал турнир на закрытии клуба «Гиперсквош» в Санкт-Петербурге. Тогда я заняла первое место в женской категории — думаю, по нынешним меркам это была категория Women B. Эта победа очень меня вдохновила и дала веру в свои силы для дальнейшего роста в сквоше.
Когда вы поняли, что сквош — не просто игра?
Я поняла, что это больше, чем игра, когда мы с российской командой впервые поехали на Европейский командный чемпионат в 2009 году, в Швеции. Это было очень волнительно, но незабываемо.
Какие качества помогали вам выигрывать в свои «юниорские» годы?
Говорю про первые годы своей игры — будем считать их моими юниорскими годами.
Помимо техники и физической подготовки, на корте очень важна ментальная работа. Помню, я была очень агрессивной на корте — вернее, так говорили. Мне самой это состояние казалось нормальным. Думаю, именно моё желание быть лучшей и помогало мне выигрывать. А то, что кто-то считал это агрессией — скорее вопрос их восприятия. Я выходила на корт бороться до последнего очка и не стремилась понравиться.
Со временем мои манеры стали мягче, но и сейчас на матчах можно заметить мой упорный характер.
---
🧑🏫 ЧАСТЬ 3: ТРЕНЕР
В чём, по вашему мнению, юниоры чаще всего себя недооценивают?
На мой взгляд, многие юниоры недооценивают себя, думая, что если кто-то их обыграл — так будет всегда. Но это не так. Все навыки можно натренировать, нужные привычки — сформировать. Через год картина на турнире может кардинально измениться. Те, кто отставал, выходят вперёд за счёт регулярных тренировок и участия в соревнованиях. А те, кто думал, что у них талант и они всегда будут первыми, устают уже на первых геймах.
Вывод: чтобы оставаться на лидирующих позициях, недостаточно таланта — нужно поддерживать свои навыки регулярными тренировками.
Что вы видите в юниоре уже через 10 минут на корте?
Отношение к делу, дисциплину, желание или нежелание играть. Если ребёнок тренировался добросовестно — он не сможет плохо себя показать. Пусть не выиграет матч, но покажет, на что способен на сегодняшний день — и это достойно уважения. Уважения к его труду.
Что делает юниора «тренируемым»?
Хороший вопрос. Думаю, в первую очередь — это связь между тренером и ребёнком. Со своими учениками я стараюсь быть другом. Хочу донести: я — спортсмен, и ты — спортсмен, и вместе мы можем поднять наш уровень игры.
Но не каждому ребёнку такое подходит. Кому-то нужен строгий руководитель, кто-то вообще не любит, когда его оценивают, даже самую малость. Поэтому вопрос о "тренируемости" — это уже область психологии.
Екатерина, какой вы были в возрасте тех юниоров, которых сейчас тренируете?
Сейчас я тренирую юниоров от 10 до 16 лет, разброс по возрасту довольно большой. До 14–15 лет я не занималась спортом совсем. Хотела связать свою жизнь и карьеру с дизайном одежды и даже не думала о спорте. К тому же я закрытый человек, и коммуницировать с людьми — не моя сильная сторона. Тем более быть наставником для кого-то, выступать на центральных кортах страны, у всех на виду... В общем, очень скромная девочка Катя была.
Но мне очень повезло с лучшей подругой — Дашей Христолюбовой. Сегодня она — один из лучших тренеров в России по сквошу среди юниоров. Мы с ней дружим, если не ошибаюсь, с первого класса. Именно благодаря ей я сначала попала в бадминтон, а потом и в сквош. (По секрету: она ещё и в кроссфит меня затащила.)
Если подытожить — здорово, когда в 14 лет тебя окружают целеустремлённые люди, которые любят спорт. Цените своих друзей!
Что бы вы посоветовали себе в 14–15 лет?
Наверное, чуть больше внимания уделять отдыху.
Я трудолюбивый человек, и меня не напрягают ежедневные тренировки. Но со временем тело устаёт и начинает говорить мне обратное.
---
🎾 ЧАСТЬ 2: ИГРОК
Была ли игра, которая изменила ваш взгляд на сквош?
В сквош я пришла в 19–20 лет. Но думаю, не стоит мерить, во сколько ты начал играть. Каждый из нас проходит путь от начинающего к любителю, и лишь единицы добираются до профессионального уровня. Это, своего рода, "сквошевый возраст" — уровень развития навыков в определённом деле.
Наверное, первой и значимой победой для меня стал турнир на закрытии клуба «Гиперсквош» в Санкт-Петербурге. Тогда я заняла первое место в женской категории — думаю, по нынешним меркам это была категория Women B. Эта победа очень меня вдохновила и дала веру в свои силы для дальнейшего роста в сквоше.
Когда вы поняли, что сквош — не просто игра?
Я поняла, что это больше, чем игра, когда мы с российской командой впервые поехали на Европейский командный чемпионат в 2009 году, в Швеции. Это было очень волнительно, но незабываемо.
Какие качества помогали вам выигрывать в свои «юниорские» годы?
Говорю про первые годы своей игры — будем считать их моими юниорскими годами.
Помимо техники и физической подготовки, на корте очень важна ментальная работа. Помню, я была очень агрессивной на корте — вернее, так говорили. Мне самой это состояние казалось нормальным. Думаю, именно моё желание быть лучшей и помогало мне выигрывать. А то, что кто-то считал это агрессией — скорее вопрос их восприятия. Я выходила на корт бороться до последнего очка и не стремилась понравиться.
Со временем мои манеры стали мягче, но и сейчас на матчах можно заметить мой упорный характер.
---
🧑🏫 ЧАСТЬ 3: ТРЕНЕР
В чём, по вашему мнению, юниоры чаще всего себя недооценивают?
На мой взгляд, многие юниоры недооценивают себя, думая, что если кто-то их обыграл — так будет всегда. Но это не так. Все навыки можно натренировать, нужные привычки — сформировать. Через год картина на турнире может кардинально измениться. Те, кто отставал, выходят вперёд за счёт регулярных тренировок и участия в соревнованиях. А те, кто думал, что у них талант и они всегда будут первыми, устают уже на первых геймах.
Вывод: чтобы оставаться на лидирующих позициях, недостаточно таланта — нужно поддерживать свои навыки регулярными тренировками.
Что вы видите в юниоре уже через 10 минут на корте?
Отношение к делу, дисциплину, желание или нежелание играть. Если ребёнок тренировался добросовестно — он не сможет плохо себя показать. Пусть не выиграет матч, но покажет, на что способен на сегодняшний день — и это достойно уважения. Уважения к его труду.
Что делает юниора «тренируемым»?
Хороший вопрос. Думаю, в первую очередь — это связь между тренером и ребёнком. Со своими учениками я стараюсь быть другом. Хочу донести: я — спортсмен, и ты — спортсмен, и вместе мы можем поднять наш уровень игры.
Но не каждому ребёнку такое подходит. Кому-то нужен строгий руководитель, кто-то вообще не любит, когда его оценивают, даже самую малость. Поэтому вопрос о "тренируемости" — это уже область психологии.